????????? ?????

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Дворец творчества детей и учащейся молодежи "Юниор"
Концепция развития.
Концепция развития ДТД УМ "Юниор"
Основные положения концепции

Принятый в России Закон "Об образовании" закрепил положительные тенденции в области образования и воспитания и выдвинул на первый план задачу формирования и развития нравственно цельной, творческой личности, способной к самоопределению, саморазвитию. Решение этой задачи возможно на основе разработки и внедрения оригинальных программ, моделей деятельности разнообразных воспитательных учреждений. Создание таких программ обеспечивается широкими полномочиями педагогов, ориентированных на творческий нестандартный подход к организации своей работы, на тесный союз теории и практики воспитания. Современный подход к воспитанию связан с реализацией принципа развития. Поэтому организация этого процесса требует умелой реализации соответствующих законов развития личности в онтогенезе. В процессе воспитания необходимо делать основной упор на формирование у ребенка с раннего детства ориентации и способностей к самовоспитанию, ибо только самостоятельно регулируя свои желания, стремления, поступки, можно обеспечить активное приспособление к постоянно возрастающим требованиям современного мира.
Важно обеспечить действительное соединение обучения и воспитания. Любое занятие должно стать для ребенка формой движения в направлении всё более глубокого понимания современного общества, культуры и личного пространства, в создании которых он участвует. Сутью образования становится, прежде всего, самопознание человека и реализация на этой основе собственных актуальных жизненных стратегий. Фактически главной задачей личностного развития становится - "соединение" себя с культурой и выработка адаптивных приёмов участия в се дальнейшем изменении. В результате - возрастает значение различных видов неформального образования, одним из которых является дополнительное образование, его основное назначение - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Вместе с общеобразовательными школами учреждения дополнительного образования детей составляют разноуровневую и целостную образовательную систему, индивидуализирующую образовательный путь ребенка в рамках единого социокультурного и образовательного пространства. (Изменение позиции внешкольных учреждений зафиксированы в Законе "Об образовании" Российской Федерации, по которому они получили статус учреждений дополнительного образования.). Социальная адаптация, социализация, психолого-педагогическая поддержка, продуктивная организация свободного времени, "ситуация успеха" и многое другое, что в полной мере предоставляет система дополнительного образования детей, неизмеримо важны в жизни каждого ребенка. Именно это обстоятельство ставит развитие системы дополнительного образования детей в число стратегических приоритетов государственной политики.

Активизация развития дополнительного образования детей, ежегодное увеличение в последние годы сети и контингента обучающихся в этой системе, показывают актуальность и востребованность этой формы образования. Успех деятельности в этой сфере зависит не только от финансово-экономического положения субъектов РФ, многое зависит от найденных организационно-управленческих решений. Основные задачи дополнительного образования связаны с удовлетворением потребности личности в приобретении новых знаний и развитии собственных способностей при содействии специалистов. Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, стремится к органическому сочетанию видов организации досуга  с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.
Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой, в соответствие со своими желаниями, интересами, потенциальными возможностями. У подрастающего поколения заметно повысился интерес к народной культуре и традициям, духовным ценностям и творчеству. Поэтому не случайно учреждения дополнительного образования сотрудничают с образовательными учреждениями в развитии мотиваций детей к познанию и творчеству, содействуют личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни.
Таким образом, дополнительное образование сегодня рассматривается как неотъемлемая составная часть образовательного процесса: расширяется спектр направлений дополнительного образования, разнообразны формы его реализации, повысился уровень требований к методическому, психолого-педагогическому обеспечению образовательных программ, к результативности деятельности учреждений дополнительного образования.
В повседневной работе образовательных учреждений имеется немало трудностей и проблем, связанных как с содержанием деятельности, так и организацией образовательного процесса. Среди них сохраняющееся противоречие между темпами инновационного развития системы дополнительного образования детей и темпами обновления управления учебно-воспитательным процессом в различных видах учреждений данного типа.
Дворец творчества детей и учащейся молодежи (ДТД УМ) "Юниор" имеет многолетний опыт деятельности во внешкольной сфере (см, историч. справку). Возникнув в 1936 г., как Дом художественного воспитания детей, он прошел путь от центра пионерской работы города (как Дворец пионеров) до центра современного дополнительного образования (с 1991 г.). На протяжении всей своей истории деятельность Дворца творчества была разнообразной: организация массовых общественных дел, культурно-просветительская работа, поддержка детского движения, методическая помощь всем, работающим в воспитательной сфере. По-прежнему основной принцип деятельности Дворца творчества - активизация самодеятельности детей с учетом их возрастных особенностей. Сегодня ДТД УМ "Юниор" продолжает и развивает традиции, во многом за счет расширения научно-методического отделения, благодаря которому деятельность Дворца творчества вышла на новый более высокий уровень развития теперь уже - дополнительного образования в г. Новосибирске.
С 1995 г. во Дворце творчества формируется новая модель организации деятельности дополнительного образования, которая органично сочетает многолетние традиции учреждения и инновационные процессы, затронувшие все звенья образования. Была разработана программа развития Дворца творчества и новая организационно-управленческая модель.  Работая по данной программе, ДТД УМ "Юниор" всю свою деятельность организует через деятельность трех основных служб: научно-методической, учебно-воспитательной, хозяйственно-экономической. Взаимосвязь и взаимодополняемость каждой создало благоприятные условия для плодотворной работы педагогического коллектива. Это позволяет также органично сочетать ведущие для Дворца творчества виды деятельности: методическую, творческую, образовательную с учетом интересов личности ребенка, его профориентации, организацию отдыха и досуга и т.д.
Данная модель, являясь базовой, претерпевает изменения по мере развития самого Дворца творчества, подтверждая положение о том, что и сам Дворец творчества, и его деятельность не стоят на месте, а чутко реагируют на происходящие изменения, развивая себя и пространство дополнительного образования г. Новосибирска.
Представленная концепция ДТД УМ "Юниор" есть результат уже состоявшегося и стратегия будущего развития.

Основные принципы концепции

В современной системе образования наблюдаются многочисленные трансформации, складывается ее новый облик - новый образ образования. Прежде всего, образование перестало быть одной из отраслей народного хозяйства, государственным ведомством, оно действительно становится одной из форм общественной практики, особой сферой, которая все более субъективируется в своем статусе и обретает свои интересы, ценности, политику. В соответствии с этим меняется понимание и самого образования, его сущности, и тех инновационных процессов, которые осуществляются внутри него. Сегодня нельзя рассматривать отдельно воспитание и обучение, т.к. данные процессы неразрывно связаны друг с другом, поскольку они направлены на человека в целом, что закрепляет и Закон РФ "Об образовании".
Рассматривая образование как широкое понятие, главной целью которого является создание условий для развития личности, целесообразно представить содержание деятельности УДО через разнообразные виды деятельности. Именно разнообразие видов деятельности способно выступить той основой, на которой возможно удовлетворить растущие интересы и потребности школьников. УДО как центры дополнительного образования объективно располагают потенциальными возможностями, чтобы гармонично представить все виды деятельности, интересные современным школьникам. Кроме того, внешкольные учреждения располагают богатым опытом форм и методов передачи социального опыта, без присвоения которого невозможен процесс полноценного развития личности.
Многое меняется в связи с переходом на новую образовательную 12-летнюю модель, в том числе - как интегрировать в эту модель систему дополнительного образования. Способствуя творческому развитию личности ребенка, дополнительное образование существенно обогащает содержание образовательного процесса в целом. Учреждения дополнительного образования становятся центрами мотивационного развития личности, ее самореализации и профессионального самоопределения. В сфере дополнительного образования на основе общности интересов ребенка и взрослого интенсивнее и целенаправленно идет процесс формирования гуманистических ценностных ориентации
Провозгласив приоритет личности в образовании (а соответственно - в обучении и воспитании), необходимо учитывать, что результативность этой деятельности в значительной мере будет определяться не только правильной постановкой цели, задач и принципов воспитания, но и уровнем развития материально-технической базы. Важно заложить это направление в организационно-управленческий модели центра дополнительного образования. Это позволяет самостоятельно решать часть экономических вопросов, совершенствуя материально-техническое обеспечение за счет развития творчества и самодеятельности разнообразных детских и юношеских кружков технического, эстетического и прикладного характера. Определенная экономическая самостоятельность привлечет профессиональных и творческих работников и создаст более благоприятные условия для развития объединений, студий кружков.
При разработке концепции выделены следующие принципы, определяющие логику и содержание деятельности Дворца творчества.
Принципы гуманистической педагогики, отраженные в Петербургской концепции воспитания. Концепции воспитания школьников Л.И. Новиковой, В.А. Сластенина и др.: принцип единства воспитания и образования; принцип природосообразности воспитания; принцип культуросообразности воспитания; принцип креативности, творческого начала; принцип гуманизма; принцип коллективизма; принцип демократизма воспитательной системы.
Особое значение в современных условиях и, особенно в складывающейся системе дополнительного образования играет принцип дополнительности. Его применение предполагает подход к развитию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов, трактовку воспитания как одного из факторов развития наряду с природными, социальными, культурными факторами, что ведет к отказу от традиционного преувеличения его роли и возможностей. Принцип дополнительности позволяет рассматривать само воспитание как совокупность взаимодополняющих процессов семейного (частного), религиозного (конфессионального), общественного (социального) и адаптационно-коррекционного воспитания.
Применение принципа дополнительности позволяет включать в воспитание различные научные подходы (системный, информационный, деятельностный и др.); объединять разнообразные методы обучения и воспитания; осознанно выявлять и использовать объективные возможности различных видов деятельности (таких как интеллектуальная, изобразительная, техническое творчество, спорт и др.) для целенаправленного развития человека. На этой основе возможно объединение разнообразных, разноплановых, но взаимодополняющих, взаимообогащающих видов деятельности; целенаправленно и планомерно искать и использовать способы активизации и усиления влияния на развитие человека различных институтов общества, а также способы минимизации, компенсации и коррекции отрицательных влияний тех или иных обстоятельств, с которыми сталкивается человек в процессе социализации.
Не  менее важен для дополнительного образования принцип личностно - деятельностного характера образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчёству, профессиональному самоопределению, самореализации обучающихся, развитию индивидуальных особенностей, творческого начала, заложенного природой в каждом ребенке.
Указанные принципы используются в совокупности. Все они неразрывно связаны между собой и в то же время каждый несет смысловую нагрузку, позволяющую педагогу умело строить свои отношения с воспитанниками. Обращение к принципам помогает ему выбирать педагогически целесообразное содержание деятельности, формы и методы работы с детьми.

Цель и задачи деятельности ДТД УМ "Юниор"

Цель деятельности ДТД УМ "Юниор" определяется как создание условий, обеспечивающих формирование духовно богатой, физически здоровой, социальной активной творческой личности ребенка, способной к саморазвитию и самовоспитанию.
Учитывая особенности дворца "Юниор", его методической базы, целесообразно выделить следующие группы задач.
Образовательные задачи:
1. Совершенствовать и развивать многообразные виды деятельности на основе единства учебной и внеучебной деятельности с учетом интересов и творческих возможностей детей и подростков.
2. На основе деятельности совершенствовать самодеятельно творческие способы организации работы кружка, секции, объединения.
3. Развивать интересы и творческий потенциал каждой личности, ориентировать ребенка на самостоятельный выбор жизненного пути, созидательное повеление и труд.
4. Работать над формированием чувства гражданина Отечества, гражданина мира, сибиряка; создавать условия для повышения социальной активности обучающихся.
5. Совершенствовать формы, обеспечивающие обучение и воспитание детей с опережающим развитием (одаренные дети).
    Организационно-методические задачи:
1. Укрепление системы методического обеспечения образовательного процесса ДТД УМ "Юниор".
2. Оказание информационно-методической помощи другим образовательным учреждениям города.
3. Обобщение и распространение инновационного опыта работы образовательных учреждений всех типов и видов
4. Создание системы подготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров учреждений дополнительного образования.
5. Разработка новых авторских образовательных программ, технологий обучения и воспитания детей, обеспечивающих развитие личности ребенка.
6. Развитие форм сотрудничества с учреждениями образования, вузами, с целью повышения научно-педагогического уровня работы дворца.
7. Организация Детских образовательно-оздоровительных лагерей (структурных подразделений ДТД УМ "Юниор") для реализации программы психофизиологического оздоровления личности ребенка, и программы содержательного досуга.
Исследовательские задачи:
1. Осуществление педагогического мониторинга по проблемам эффективности деятельности учреждения и качества образования.
2. Организация исследовательской работы педагогов Дворца творчества по наиболее актуальным проблемам современной педагогической действительности.
3. Разработка инновационных программ, технологий, их экспертиза, оценка, апробация.

Содержание деятельности ДТД УМ "Юниор"

Содержание деятельности ДТД УМ "Юниор" осуществляется в направлении решения этих основных групп задач. Прежде всего, это учебно-воспитательная работа, которая организована через деятельность разнообразных, объединений, секций. В них представлена вся широта содержания дополнительного образования: техническое творчество, туризм и краеведение, физическое совершенствование, эстетическое воспитание, естественнонаучная деятельность, дошкольное образование, социальное творчество и др. возможные направления дополнительного образования.
Независимо от выбранного направления деятельности логика организации учебно-воспитательной работы направлена вычленение содержательных блоков. Блок - это часть образовательной программы, содержание которой соответствует уровню теоретической и практической подготовленности детей к участию в образовательной деятельности (когнитивно-эмоциональный блок, индивидуально-практический блок, блок исследовательской деятельности, рефлексивно-социальный блок). Необходимость такого подхода определяется специфическими условиями функционирования учреждений дополнительного образования (добровольность участия детей, разновозрастный состав объединений и т. д.). Реализация системно-блокового подхода способствует не только более полному освоению конкретной образовательной программы, но стимулирует изменение личностной позиции обучаемого в сторону усиления.
Второе направление деятельности - научно-методическая работа, которая связана с организацией научно - методической помощи педагогическим кадрам коллектива "Юниора" в вопросах воспитательной работы, привлекая научных сотрудников высших учебных заведений, специалистов различных отраслей (педагогов, психологов, медиков, ученых и т.д.). Эта деятельность предполагает также создание условий для повышения педагогического мастерства (через организацию семинаров, консультаций, организацию профильных методистов) педагогических работников разных направлений, организацию научной деятельности через внедрение новых педагогических технологий. Научно-методическая деятельность ориентирована на методическую помощь коллектива ДТД УМ и информационно-методическая поддержку педагогических кадров города, что продиктовано статусом ДТД УМ как общегородского. Целесообразно выделение следующих направлений данной деятельности:
- учебно-методическое - оказание инструктивно-методической помощи различным категориям педагогов;
- информационно-издательское - обеспечение методической литературой педагогических кадров города, взаимодействие со средствами массовой информации по проблемам освещения перспектив дополнительного образования.
- работа со школами - взаимодействие с образовательными учреждениями города по вопросам досуговой деятельности школьников, поддержки детского движения, активизации творческой деятельности и самореализации подростков.
- научное творчество школьников - создание условий для выявления и поддержки одаренных детей через организацию исследовательской деятельности.

Обеспечение реализации концепции

Все содержание, формы и методы деятельности педагога дополнительного образования отражаются в программе работы его объединения. В разработке и внедрении программы педагоги ориентируются на документы, методические материалы и собственный опыт.

Нормативно - правовое обеспечение
Концепция развития учреждения опирается на следующие нормативные документы:
- Международная конвенция  ООН о правах ребенка 1991 года.
- Российской Федерации.
- Гражданский кодекс Российской федерации.
- Трудовой кодекс Российской Федерации.
- Семейный кодекс Российской федерации.
- Федеральный закон Российской Федерации "Об образовании".
- Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской  Федерации".
- Межведомственная программа развития образования детей на 2002- 2005 год.
- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного
  образования детей. Утверждено постановлением Правительства РФ,  
  1995 год.
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2010
года.
- Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-
  2001 год.
- Областная программа развития дополнительного образования детей до
  2005 года.
- Устав города Новосибирска.
- Устав Дворца творчества детей и учащейся молодежи "Юниор".
- Программа развития Дворца творчества детей и учащейся молодежи
  "Юниор".
       
Программно-методическое обеспечение
      Программно-методическое обеспечение ориентировано на:
- вариативность,
- разновозрастной подход,
- комплексность,
- доступность.
     Образовательная среда ДТД УМ "Юниор" представлена целым комплексом образовательных программ. Основу этого комплекса составляет единая программа развития учреждения, которая показывает приоритеты образовательной деятельности для всех отделений ДТД УМ "Юниор" (см. схему № 1).
Схема № 1




















           Каждое из отделений учреждения в соответствии с общими подходами данных программ и программы развития ДТД УМ "Юниор" разработало собственную программу, которые входят в единую образовательную программу учреждения ("Потенциал", "Патриот", "Гармония", "Достижения") (см. схему №2).
   Образовательные программы педагогов дополнительного образования построены в соответствии с образовательной программой структурного подразделения (отдела или кафедры).
Схема №2


































Кадровое обеспечение реализации концепции
       Реализация учебно-воспитательного процесса обеспечивается за счет действующей системы кадрового взаимодействия.
       Исходя из последних требований Министерства образования РФ к современному педагогу,  ДТД УМ "Юниор" при выборе педкадров опирается на следующие компоненты компетенции педагога:
- профессиональная мобильность;
- толерантность;
- адаптивность;
- тактичность;
- организаторские способности;
- ответственность;
- современное профессиональное мышление.
  Оперативное управление  педагогическими кадрами и согласованное взаимодействие между участниками образовательного процесса осуществляется благодаря выработанной системе работы с педагогами
Кадровый состав ДТД УМ "Юниор" определяется:
- педагогами дополнительного образования,
- педагогами-организаторами,
- методистами,
- руководителями структурных подразделений,
- научными консультантами,
- зам. директора,
- директором.
Для того,  чтобы совместная деятельность педагогов  не была стихийной,  разрозненной,  чтобы цели достигались быстро,  разработана система  управления педагогическими кадрами,  элементами которой являются:
- кадровая политика учреждения;
- система планирования,  организации и контроля образовательного процесса (графики и планы работы,  образовательные программы);
- функциональные обязанности и права участников педагогического процесса;
- современные управленческие технологии при работе с кадрами.
Учитывая специфику учреждения, разнообразие  задач, разноплановость кадрового состава, есть необходимость в образовательной программе повышения квалификации, которая может быть осуществлена через следующие школы профессионального роста: 
- Школа профессионального роста "Педагог дополнительного образования" для педагогов дополнительного образования;
- Школа повышения квалификации "Основы конструктивного управления".
Работа школы строится на принципиально новых началах. Это аналитические, проблемно-поисковые, проектировочные семинары, которые направлены на выявление, осмысление, разработку и решение текущих и перспективных задач нашей деятельности.
Студия современной педагогики и психологии "Профессионал",  направлена на включение педагогов и  методистов нашего учреждения в условия современной педагогики и психологии.

Информационное обеспечение
Информационное обеспечение концепции ДТД УМ "Юниор" предполагает сбор  данных по направлениям  деятельности учреждения, в том числе по десяти направленностям дополнительного образования. В результате  создаются и оформляются информационные базы данных, электронные каталоги, картотеки  и т.д.    
Обобщение и распространение информационного материала через современные интернет-технологии, СМИ, периодические издания, организация и проведение городских школ, семинаров, лабораторий, информационно - методические выставки-обзоры представляют собой систему информационного обеспечения концепции.
Hosted by uCoz